Новиков Александр Васильевич
Новиков Александр Васильевич — романтик, франт и хулиган с обострённым чувством справедливости.
Ранее я рассказывал о Розенбауме — ссылка.
В музыке у меня два дяди Саши. Сегодня расскажу о ещё одном, любимом исполнителе, особенной музыки.
Но сначала небольшое отступление.
У читателей есть вопросы и суждения, надо ответить.
Музыка, действительно особая. Такую музыку надо слушать, такую музыку надо стараться понимать — и слова, и саму палитру.
За каждой песней есть история и появление этих песен не продиктовано рынком, рейтингом или коммерческим заданием.
Это не шансон (и вообще разберитесь уже с шансоном — ссылка). Разберитесь, иначе Вертинский и Утёсов, а также Ив Монта и Джо Дассен будут преследовать вас во сне.
Жаль, но бессмысленно отрицать явление «русский шансон», раскрученное радиостанциями и СМИ.
Думаю что и Александр Васильевич, смирился что он шансонье.
Песни Новикова, Розенбаума (и ещё, к сожалению не многих, поэтов и певцов) — это городские романсы, так называемый блатняк и просто хорошие музыка и тексты на русском языке.
Не стоит их жёстко вписывать в классификации и рамки, надо просто вникать и любить.
Новиков — это что-то.
Настолько разносторенние песни, что слов нет. От раннего к современному — песни от которых можно как прослезиться, так и смеяться до колик. Диву даюсь, как он столько смог, столько осилил. Экспериментировал много, шлифовал свой стиль долго и поэтому, с годами, многие песни стали фирменными и узнаваемыми.
Не только Шансоньетка
Граждане и товарищи, дамы и господа — для вас поёт свои песни Александр Новиков.
Фильм «Настоящий» об Александре Новикове.
В 1997 году я впервые услышал «Шансоньетку» и не понял, даже так скажу: чёт я не понял!
Возможно молодость и иные музыкальные вкусы не давали полностью понять эти песни. Да, ещё идиотизм того времени и ротации на радио, загонявшие «шансоньетку» до дыр.
Если скажу «Шансоньетка» — все поймут, если «Вези меня извозчик» — поймут почти все, ну а если назову «Ожерелье Магадана — то поймут избранные. Именно песня «Ожерелье Магадана» меня буквально прибила к полу и заставила крепко задуматься.
Отдельно скажу про Извозчиков (для некоторых одарённых товарищей).
У Розенбаума песня «Извозчик» (1982), а у Новикова «Вези меня извозчик» (1984). Годы и названия указываю по факту включения в магнитальбом. Не ради сравнения, но попробуйте послушать эти песни подряд и навсегда понять, что это мощные, самостоятельные произведения. А для меня — это некий мостик между двумя мэтрами, есть что-то общее и чудное в дорожно-загульной манере этих песен.
По настоящему погрузиться в творчество Новикова удалось только с появлением цифрового контента. В эпоху аудиокассет и пластинок, в моём городе, раздобыть качественные записи, было невозможно. Навалом было сборников, в которые втыкали только «Шансоньетку».
Но есть:
- «Ножик»
- «Присказка»
- «Девочка мне писала»
- «С красавицей в обнимку»
- «Батум» (на стихи Есенина)
- «Гостиничная история»…
Как всегда, есть этакий второй или же основной, более глубокий план до которого надо дослушаться, допонять и даже почитать тексты. Именно это я и сделал, читал тексты песен, понимая что «Уличная красотка», «Золотая рыба», «Красивоглазая» более залихватские, более крепкие и ударные вещи, чем то, что мы слышим по радио и на телевидении.
«Девочка мне писала» заставляет горько улыбнуться. По сюжету девочка в письме спрашивает «Куда ты уехал? Зачем ты уехал? Я жду.», а как ей ответить, понятно ж куда.
Выступления
Отдельная тема, это концертное исполнение «Вы уезжаете». Разные версии этой песни хороши, но концертная… чудно видеть онемевший зал. Также добавлю к рассуждению, концертное исполнение «Рыжая», смотрел… прослезился.
О знаковом, юбилейном концерте в ГЦКЗ Россия (2004) высказался и сам автор:
«Этот концерт — лучший из сыгранных, записанных и снятых в моей жизни.
Новиков Александр.
Лучший не потому, что юбилейный, а потому, что в нем участвовали лучшие из тех, с кем довелось работать. Лучшие музыканты, лучшие режиссеры, лучшие техники.
Потому, что ради него пришлось столько лет колесить с гитарой в руках по огромной России и не спать столько ночей, сочиняя песни, которые после нас с вами проживут ещё, как минимум, столько же».
Симпатизирует характер Александра Васильевича и его неутомимое желание двигаться против течения. Если задуматься, то это совсем не против, а просто следование по своему пути. Это не против зла — но за добро, иногда с кулаками.
Не предавать, не трусить, не врать. Всегда оставаться самим собой, при любых обстоятельствах.
Новиков Александр. Фильм «Настоящий».
P.S.:
Отдельной строкой. Снять фильм о себе — это в стиле Василича, очень круто. Редкий гость на телевидении и у журналистов и от этого гость желанный. Но более желанным был именно фильм «Настоящий». Посмотрев фильм, я только тогда, спустя годы понял, историю песни «Улица Восточная».
На этом всё. Это всего лишь моё мнение и впечатления. Слушайте особенную музыку.
В качестве анонса на будущее «Лесоповал», если заинтересует уважаемых читателей.